СПб ГБНОУ "Санкт-Петербургский

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ"

191124, Санкт-Петербург
Ставропольская ул., дом 9, литер А
Тел.: 271–07–85
Тел.: 271–26–33
схема проезда

Кикины палаты

В самом конце Шпалерной улицы выделяется это здание в стиле барокко - одно из немногих сохранившихся от петровского Петербурга. На фоне построек более позднего времени несколько необычно выглядят детали его архитектурного убранства: "ступенчатость" общего силуэта с центральной трехэтажной частью и двухэтажными боковыми, два выступающих ризалита... Затейливые фронтончики, завершающие боковые крылья, лопатки и волюты на фасаде, двух маршевое крыльцо - все это характерные черты экстерьера богатых палат Петербурга первой четверти XVIII века. Но не только и не столько в архитектуре уникальность "Кикиных палат", как запросто называют это здание петербуржцы.
В конце XVII века появилась в кругу сподвижников Петра эта новая яркая фигура. Карьера Александра Кикина было типичной для "новых людей" из окружения царя-преобразователя. Сын придворного конюха, бомбардир "потешного" полка, денщик Петра, он вместе с ним 1697-м году отправился в Голландию изучать корабельное дело. Вскоре Кикин - ведущий мачт-макер на строительстве первых кораблей в Воронеже, затем становится во главе Олонецкой верфи. И, наконец, с 1707-го он адмиралтеец, затем - адмиралтейств-советник, то есть главный кораблестроитель России. Будучи, как и Меншиков, выходцем из "подлого" сословия, Кикин нисколько не уступал всесильному временщику в энергии и предприимчивости, а в уме даже, пожалуй, и превосходил фаворита. О доверии к нему Петра говорит хотя бы то, что Кикин зачастую вынужден был отрываться от своей основной деятельности для выполнения важных и особо секретных поручений царя. Например, в 1705-м году сержант гвардии Кикин участвовал в осаде Милавы, а руководил военным действиями опытный, но медлительный фельдмаршал Шереметьев, которого новоиспеченным царский любимец должен был "государевым словом" подталкивать к активным действиям. Более того, Кикин был обязан денно и нощно надзирать за престарелым фельдмаршалом, которого Петр подозревал в связях со своими противниками. В 1707-м Кикин направляется к украинскому гетману Мазепе с новым, столь же секретным заданием: разведать турецкие замыслы в связи с предстоящими действиями русских войск против Карла XII. Затем руководит сооружением царских дворцов в Петербурге, а заодно занимается и многочисленными вопросами городского строительства.
От Меншикова он отличался более высокой общей культурой. "Господин адмиралтеиств-советник, - Кикин, читаем мы в "Описании Санкт-Петербурга и Кроншлота. 1710 - 1711 гг.", - человек тонкого обращения, любит художников, просвещенных иноземцев". Стремительным был взлет недавнего денщика.
Высокое положение обязывало. И вот в начале десятых годов появляются дворец Кикина на Адмиралтейском острове (начало нынешней Дворцовой набережной), усадьба на Выборгской стороне, дома в окрестностях Петербурга, богатые палаты в Москве. Но, пожалуй, больше всего любил он дом в Первой береговой линии (ныне - нечетная сторона Шпалерной улицы). Эти палаты были построены в 1714-м году и, как многие особняки аристократов того времени, имели характерную ступенчатую форму: двухэтажный центр и одноэтажные боковые крылья. Европейской моде отвечали ризалиты и разнообразные украшения фасада. А цокольный этаж и цокольный этаж были, несомненно, данью старой русской архитектуре. В целом импозантные палаты Кикина полностью отвечали вершине славы своего хозяина.
Но, как это часто бывает, высшая точка кривой является и началом ее падения. В 1714-м в очередной раз было раскрыто хищение казенных средств при государственных подрядах. Участвовал в этом и Кикин, который, правда, остался в должности адмиралтейств-советника, но уплатил большой штраф и потерял часть имущества. Самое же страшное заключалось - в том, что он лишился доверия государя. Злость, обида и прежде всего стремление любой ценой достичь прежнего положения толкнули Кикина в лагерь недовольных политикой Петра.
Очень кстати оказался дворец на Литейной стороне: здесь, вдали от аристократического центра Петербурга, легко было избежать злорадных насмешек недавних друзей. Рядом располагался дом царевича Алексея - надежды многочисленных противников царя, палаты его приближенных, так что этот кусок Литейной стороны стал центром антипетровского лагеря. Практически неограниченным влиянием на наследника Кикин мог соперничать даже с его духовником - фанатичным священником Яковом Игнатьевым. Именно Кикин предложил план бегства царевича за границу, под защиту австрийского императора Карла VI. Это бегство, по его замыслам, должно было стать началом открытого столкновения между отцом и сыном.
Но все пошло прахом. Царевича удалось выманить обратно в Россию, он публично отрекся от прав на престол, а на следствии одного за другим выдал своих недавних сообщников. Был арестован и Александр Кикин.
Допросы выявили его главную роль в антипетровской оппозиции. Петр, панически боявшийся заговоров, жестоко наказал своего недавнего любимца: 17 марта 1718 года тот был в Москве публично четвертован.

Имущество адмиралтейств-советника конфисковали. Отошел в казну и дворец в Литейной части. Однако пустовал дворец недолго. Давно уже волновал Петра вопрос о создании естественнонаучного музея, который познакомил бы русских людей с достижениями европейской науки. Базой музея должна была стать его огромная коллекция, считавшаяся одной из лучших в Европе. Сравнительно небольшое здание "людских покоев" в Летнем саду было для нее тесным, тем более что коллекция непрерывно пополнялась чучелами зверей и птиц, минералами и археологическими находками со всех концов России. Решили разместить это богатство для всеобщего обозрения в бывших палатах Кикина. Так здесь открылся первый русский публичный музей - Кунсткамера, главной целью которого стала пропаганда естественнонаучных знаний.

Размещение коллекции вызвало первое изменение в облике палат Кикина. Чтобы увеличить полезную площадь музея, был надстроен еще один этаж, и, сохранив ступенчатый контур, здание стало теперь с трехэтажной центральной частью и двухэтажными боковыми крыльями.
Дальнейшие перемены произошли в 30-х годах XVIII века, когда район "Смольной деревни" был отведен под слободу Конной гвардии. Доказавшйеся в самом ее центре палаты Кикина приспособили под штаб, и церковь конногвардейского полка. В связи с этим над зданием возвели еще круглую колокольню, отчего к нему надолго пристало нелепое название "круглого дома".
Проходили годы... Конногвардейцы переместились в другое место. В 1828 - 1829 годы архитектор Штауберт вновь перестраивает здание для учреждения военного ведомства. Фасады палат Кикина лишились лопаток, тяг, карнизов и других украшении; был изменен третий этаж, отчего сооружение в стиле барокко приобрело унылый вид здания казарменного типа, характерного для николаевской эпохи. Недаром постройки, возведенные рядом, получили в Петербурге название "Аракчеевских казарм". В октябре 1917-го здесь размещался 19-й кавалерийский полк, перешедший на сторону революции. В гуще октябрьских событий оказались и палаты Кикина: в одном из соседних домов находилась типография большевистского издательства "Труд", а совсем неподалеку - сам Смольный, штаб революции.

В дни гитлеровской блокады прямые попадания бомб и снарядов разрушили крышу здания, чердачные и межудуэтажные перекрытия, исчезли практически все внутренне стены. Пустые, безжизненные оконные проемы только усиливали впечатление, казалось бы, полной гибели знаменитого памятника архитектуры.

Но уже в феврале 1952-го исполком Ленгорсовета принял решение о восстановлении бывших палат Кикина "с полной реставрацией фасадов в их историческом облике". За дело взялась талантливый архитектор Ирина Бенуа - представитель известной в России династии художников, искусствоведов, знатоков истории и культуры. Поднимались документы, прошлых лет, шаг за шагом исследовались фасады, на которых были обнаружены следы отделки Петровской эпохи. Протезировали наружные стены, где в ряде случаев кирпич выветрился от времени, тампонировались многочисленные трещины и выбоины. На основе скрупулезных научных изысканий возник вопрос: каким же должен быть третий этаж?

Теперь он завершается треугольныным фронтоном с окнами арочного типа. Ризалиты венчаются фронтрнчиками, чей силуэт был характерен для эпохи барокко. Высокая крыша с люкарнами, окруженная деревянной балюстрадой, также соответствует традициям петровских построек.
Так в результате уникальной реставрации здание Петровской эпохи получило второе рождение.
С 1979 года в здании бывших Кикиных палат располагалась Детская музыкальная школа №12 Центрального района, а с 1995 года на её базе было создано СПб ГБНОУ "СПб музыкальный лицей".